Сериал «Наследники»: учебное пособие по семейной травме

Автор: Ольга Рахимова

Почему нас так захватывают сериалы, что заставляет смотреть серию за серией и сопереживать героям, часто с максимально отрицательной харизмой? Наглядная, профессионально вылепленная иллюстрация классических сценариев человеческого поведения, часто восхищает своей наглядностью, а психологи используют выдержки из сериалов для яркой визуализации сценариев отношений, черт личности, характерного поведения и множества других граней психологии во всех ее прикладных смыслах. И чем эффектнее сюжет, тем более захватывающими могут быть иллюстрации.

1н.jpg

Сериал "Наследники"

Одна из последних работ HBO Сериал «Наследники» заслужил обожание зрителей всего мира, восторженные отзывы критиков и 5 золотых глобусов, не считая рекордного количества номинаций главной телевизионной премии, где сериал был назван новым этапом в развитии телевизионных продуктов.

Качественная телевизионная драма запечатлела без сантиментов момент позднего американского капитализма, где на фоне небоскребов Нью-Йорка разыгрывается буквально древнегреческая трагедия. По сюжету, миллиардер и медиамагнат Логан Рой, решает отойти от дел и передать управление компанией одному из своих четверых детей, после чего между отпрысками и отцом, внезапно передумавшим уходить, начинается смертельная схватка за семейный актив. Знатоки говорят, что прототипом Логана Роя стал миллиардер Руперт Мёрдок и во многом реальная история его жизни.

Это история, о борьбе за большую власть и деньги, одновременно является сагой о максимально токсичной семье, тотальному абьюзу и пособием по тому, как не надо воспитывать своих детей. При этом, телесериал имеет невероятный эмоциональный накал, великолепную телевизионную картинку и все признаки черной комедии, с очень мрачным и нетолерантным юмором.

Мы видим конфликт поколений, борьбу старого и нового мира, где старый мир, в лице Логана Роя – жесткий, патриархальный, построен на власти тиранов и эксплуатации тех, у кого нет привилегий. Мир, где с одной стороны стоит безумный всемогущий патриарх-психопат, а с другой - зависимые, беспрекословно подчиняющиеся ему люди.

Дети Логана Роя, представляющие молодое поколение, мечутся между собственными амбициями с одной стороны и абсолютной несостоятельностью с другой. Молодое поколение показано искалеченным выученной беспомощностью, оно глубоко травмировано, однако, в нем сохранился намек на человечность, гуманность, чувствительность. Но, несмотря на это, мы видим, что в каждом из молодых членов семьи живет мерзкий хищник, который жадно стремится свергнуть патриарха-отца и занять его место.

Парадокс «Наследников» заключается в том, что среди персонажей нет положительных героев. Каждый из них омерзителен, способен на все и максимально порочен. Однако, через какое-то время, зритель понимает, что подлые, жестокие, потерявшие всякую эмпатию люди на самом деле бесконечно несчастны, одиноки и сломлены. Впечатляющий каст талантливых актеров буквально заставляет зрителя начать сопереживать каждому из членов семьи Логана Роя, хоть по началу казалось, что это невозможно.

По ходу развития сериала мы видим, насколько низко может опуститься каждый из персонажей в битве за возможную власть. В процессе морального падения герои раскрываются, показывая совершенно иную глубину и объем психологического образа.

Логан Рой (актер Брайан Кокс):
откуда возникают психопатические черты личности?

2н.jpg

Сериал "Наследники"

В сериале «Наследники» актеры проделали по-настоящему выдающуюся работу. Логан Рой (актер Брайан Кокс, мастодонт театральной сцены) буквально представляет из себя пособие из учебников по психиатрии. В своем образе он демонстрирует так называемую «темную триаду», в которую входят: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Черты таких личностей — это власть, использование других, тщеславие, неискренность, отсутствие сожаления и раскаяния, эмоциональная холодность, склонность манипулировать другими, запредельный цинизм и стремление к победе любой ценой.

Считается, что психопатическая личность вырастает на глубинной неспособности формировать привязанности, потому что у этой личности есть собственная травма привязанности, в том числе к собственным родителям и детям. Поскольку психопат не видит привязанности между другими людьми, то любые человеческие взаимоотношения он трактует исключительно как взаимные манипуляции.

Согласно диалектическому походу в психотерапии, чем сильнее в поведении проявлена одна сторона личности, тем больше отвергается противоположная, где, как правило, может и находиться источник травмы. Противоположной стороной и избегаемым опытом в нарциссическом и психопатическом мире являются бессилие, страх, стыд, зависимость и униженность.

В сериале Логан Рой – ребенок второй мировой войны, получивший страшный, травмирующий опыт в детстве, оказавшись на эвакуационным корабле, с другими детьми, на котором дрейфовал несколько суток в полной тишине и ужасной опасности. Зритель понимает, что четырехлетний малыш был погружен в ситуацию вынужденного тотального бессилия, страха и полностью лишен защиты. После чего, попав в семью к холодным, отстраненным родственникам и, будучи чувствительным, ранимым мальчиком, нуждающимся в защите, Логан так и не получает поддержки. Вывод ребенка в такой ситуации: мир ужасен, когда ты уязвим никто тебе не поможет, не поддержит, ты можешь рассчитывать только на себя.

Поэтому, считывая психологический образ персонажа, мы понимаем, что присвоенная Логаном роль чудовища оказывается, в каком-то смысле, спасительной, ведь этому миру нельзя доверять, а значит нужно его полностью подчинить себе. А сильнейшие переживания детства: страх, бессилие, стыд и униженная зависимость теперь те чувства, которые нужно избегать, или, по возможности, проективно вызывать у всех окружающих.

В психологии такая защита называется проективной идентификацией и именно это делает Логан Рой со всеми окружающими и со своими четырьмя детьми. Так передается межпоколенческая трансгенизационная травма. Поэтому у всех детей Логана мы наблюдаем нарциссические и психопатические защиты как общий знаменатель конструктива их личностей.

Несмотря на общие черты, дети Логана отличаются друг от друга. И это отличие мы находим в выраженности или тотальном отсутствии отвергаемых и порицаемых в их мире чувствительности, эмпатии и человечности.

Шивон Рой (актриса Сара Снук).

3н.jpg

Сериал "Наследники"

Мы видим, что ближе всего к нарциссу, психопату отцу находится Шивон Рой. Она максимально однозначный персонаж из всех детей Логана, потому что нарциссические и психопатические защиты одержали полную победу над ее гуманностью, человечностью и эмпатией. Однако, несмотря на это, Шивон очень нуждается в безопасной, управляемой, предсказуемой привязанности, в которой можно кому-то доверять. Поэтому, в качестве такого объекта героиня выбирает мягкотелого, предсказуемого по началу, Тома, который должен стать для нее безопасным тылом, в котором она так сильно нуждается. При этом, на протяжении всей истории мы наблюдаем, как травма привязанности и параноидальное недоверие к миру заставляет Шивон снова и снова провоцировать, унижать и предавать своего мужа.

Героиня не щадит никого, она эгоцентрична, идет по головам, жестоко нападает первая. Ее собственный муж, преданный ею не раз, в итоге тоже отождествляется с ее внутренним хищником и начинает вести себя также. Мы видим потрясающую эволюцию истории персонажей: ведь Шивон, будучи заложником психопатического мира, не осознает, что своими руками создала из мужа монстра.

Кендалл Рой (актер Джерими Стронг).

4н.jpg

Сериал "Наследники"

По началу зритель наблюдает зависимого, пограничного, наркомана и игромана. Власть для персонажа является его самым главным наркотикам. С развитием образа, становится ясно, что травма Кендалла в том, что с раннего детства на него были возложены слишком амбициозные, нарциссические ожидания, как на приемника своего отца.

Это раздувает его всемогущество, но это всемогущество без стержня, потому что одновременно с этим, никто никогда в него не верил.

Отец не раз, то демонстрирует Кендаллу свое одобрение, то говорит о полном разочаровании в его возможностях «ты не потянешь, ты не убийца». Оказавшись в реальной ситуации убийства, Кендалл так сильно переживает, испытывает отчаянное чувство вины и депрессию, что зрителю становится понятно - он недостаточно психопат. Кендалл мечтает о власти и одновременно слишком человечен для нее.

Чтобы стать таким же монолитным, как его отец Логан Рой, ему нужно полностью победить в себе эмпатию и человечность. Но к счастью для него и к несчастью для его амбициозных планов это невозможно.

Роман Рой (актер Киран Калкин).

5н.jpg

Сериал "Наследники"

Самый человечный из детей Логана. У него в наибольшей степени выражена искренняя привязанность к своей семье и желание сохранять с ней отношения. У Романа мы наблюдаем выраженный нарциссизм, пограничность и экстравагантность, как и у остальных членов семьи. По легенде, в семье к нему никогда не относились серьезно, не делали на него больших ставок, что привело к своим травмам. Зато Роман был освобожден от бремени грандиозных нарциссических ожидании своего отца.

Герой демонстрирует нам все признаки мужчины, застрявшего в Эдиповом комплексе: болезненная страсть к властной материнской фигуре, страх кастрации перед отцом, демонстративное, вычурное сексуальное поведение снаружи и одновременно полная импотенция. Тем не менее, он остается хрупким, зависимым, привязчивым ребенком, который иногда заигрывается в крутого парня, но который сумел сохранить то, что в окружающем его психопатическом мире презирается и уничтожается: ранимость, чувствительность, эмпатия и гуманность.

Коннор Рой (актер Алан Рак).

6н.jpg

Сериал "Наследники"

Несколько слов о первом сыне Логана Роя от предыдущего брака, который находится на периферии семейной системы. Причудливой шизоид, эксцентрик, недалекий и безобидный, он нуждается в привязанности, как его братья и сестра.

Закрывая эту потребность, он вступает в отношения с девушкой, которая выбрала его из-за денег. Однако, мы видим, что этот союз довольно трогательный. Они оба - сломленные люди, которые нашли друг друга и заключили взаимовыгодный договор.

«Быть или не быть?» Шекспировский вопрос в семье Логана Роя.

7н.jpg

Сериал "Наследники"

Все дети Логана Роя разные, но у них есть общая проблема. Они не могут выйти из замкнутого круга семейной травмы, если останутся внутри психопатического мира, созданного их отцом. Этот мир можно сравнить с компанией, где происходит основная схватка за власть.

Чтобы освободиться, нужно отказаться от наследия, построенного на психопатии и тирании. Однако, шанс начать новую счастливую жизнь может появиться не у всех.

По сценарию, Шивон Рой вроде бы выступает той, кто освобождает себя от этого бремени, но, с другой стороны, она настолько безнадежна нечувствительна, что мы видим - она останется частью этого мира в любом качестве и будет воспроизводить родовую травму снова и снова.

Кендалл Рой имеет равнозначную вероятность к исцелению, будучи расщепленным между двумя полюсами. Предполагаем, что он либо погибнет физически, либо сможет пережить горе крушения всех ожиданий и обрести другую, человечную по своему укладу жизнь.

Роман Рой имеет самые большие шансы на исцеление. Если он отпустит семейный бизнес, он сможет сформировать новый жизненный сценарий, сохраняя в себе чувствительность, гуманизм и эмпатию.

Проблема детей Логана Роя состоит не в том, что они избалованы переизбытком привилегий, которые достались им по наследству. Проблема в дефиците человеческой привязанности, в которой власть — это ответственность и забота, основанная на внимание к уникальности человека и уважение его достоинства и свободы, а не доминирование и использование в своих собственных нарциссических целях.

Конец телевизионной эры.

Сериал выходил на протяжении 5-ти лет и имеет четыре законченных сезона. Критики называют «Наследников» концом телевизионной эры, намекая на то, что сериал снят настолько виртуозно, что лучше уже не будет. Согласимся и отдаем должное гению шоураннера. По уровню драмы, катастрофичности накала страстей, раскрытию персонажей и профессионализму телевизионной картинки сериал можно смело вносить в топ рекомендуемых к просмотру.

Нам было интересно наблюдать за психологическим раскрытием персонажей. Как сказал австрийский психоаналитик Отто Ранк в своей работе «Искусство и художник», произведения искусства – это способ «вкусить запретный плод» через наблюдение неодобряемого поведения. Хотя в сериале нет положительных героев, мы все равно нашли своих любимчиков и получили настоящее удовольствие от просмотра и обсуждений с коллегами.


психологам
31.01.2024

Психотерапия и её пределы

Психика не осязаема, поэтому её проявления и работа с ними психолога вызывают много мифов, домыслов, ожиданий. Несмотря на то, что сфера психологии ст...

читать
31.01.2024

Осознание необходимости обращения к психологу: преодоление нерешительности и первый шаг

Обращение за помощью к психологу может стать преобразующим опытом, обеспечивающим поддержку и руководство в трудные времена. Однако многим людям трудн...

читать
30.01.2024

Искусство маленьких шагов. Молитва Антуана де Сент-Экзюпери

Граф Антуан де Сент-Экзюпери – аристократ по рождению, христианин и гуманист прожил нелегкую, но яркую жизнь. Уйдя добровольцем на фронт, он написал с...

читать
30.01.2024

За что психологам вручают нобелевскую премию: 6 самых известных наград

Согласно завещанию Альфреда Нобеля, премия может быть вручена только в пяти номинациях: физика, химия, физиология или медицина, литература и премия ми...

читать
30.01.2024

Сериал «Наследники»: учебное пособие по семейной травме

Почему нас так захватывают сериалы, что заставляет смотреть серию за серией и сопереживать героям, часто с максимально отрицательной харизмой? Наглядн...

читать
30.01.2024

7 самых распространенных мифов о депрессии

По данным ВОЗ, от депрессии страдает около 300 миллионов человек в мире. Депрессия одно из самых известных психических расстройств в массовой культуре...

читать